Эстомп для растушевки


Вспомогательные средства для пастели

При работе с пастелью нет необходимости использовать что-то дополнительно кроме самой пастели и поверхности, на которой вы будете работать, однако существуют вспомогательные материалы, облегчающие работу с ней и помогающие создавать различные эффекты. И такими материалами являются растушёвки, резинки, фиксатив, ножи канцелярские, муштабель, планшет, лента.

Растушёвки  и кисти

С помощью этих вспомогательных средств можно смешивать пастель, растирать её, создавая тональные переходы, а также смазывать её, создавая различные мягкие и перистые эффекты.

Бумажные растушёвки сделаны из очень плотно намотанной мягкой бумаги и бывают разного размера. Если конец бумажной растушёвки загрязнился, то можно счистить слой бумаги канцелярским ножом, а затем потереть по чистому листу обычной бумаги.

Аппликаторы с насадками из микропористой губки являются замечательным средством для растушёвки.

Такие аппликаторы продаются для использования с ультрамягкой пастелью PanPastel. Разнообразие их форм помогает созданию интересных эффектов как их плоской поверхностью, так и торцевой частью. Однако такими аппликаторами лучше всего пользоваться на не слишком зернистой поверхности, иначе сменный наконечник быстро придёт в негодность.

Ультрамягкие кисти из натурального волоса пони — для смешивания, точечного нанесения и зачистки пастели. Как правило, используется в вертикальном положении.

Силиконовые кисти помогают создавать мягкие края и смешать пастель (особенно очень маленькие участки) . Эти кисти могут быть мягкие (белый наконечник) и твердые, а также иметь различную форму наконечника.

Кроме перечисленных выше растушёвок, вы можете также пользоваться любыми подручными материалами. Это могут быть ватные палочки и диски, спонжи и аппликаторы для макияжа и т.д.

Ластик для пастели (ластик-клячка)

В отличие от обычных ластиков, ластик для пастели имеет довольно мягкую консистенцию и очень пластичен. Этот ластик приклеивает к себе частички пастели и при этом не повреждает бумагу и не размазывает рисунок.

Правда надо иметь ввиду, что если на бумагу нанесено уже много слоев пастели, то ластик-клячка не уберёт всю пастель. Для удаления мелких деталей можно смять его таким образом, чтобы получился тонкий кончик. Чтобы очистить ластик просто помните его в руке. Он может использоваться таким образом довольно долго, до тех пор, пока не накопит в себе слишком большое количество пастели.

Планшет

Если вы используете в качестве поверхности для пастели бумагу, то её лучше всего закрепить на планшете, чтобы лист не сдвигался во время рисования.

Поверхность планшета должна быть гладкой и по размеру больше, чем лист бумаги, на котором вы собираетесь рисовать. Планшеты могут быть из фанеры, оргалита или пластика, а также с зажимом для бумаги или без него. Но будьте осторожны с использованием зажимов для бумаги, так как они могут оставлять вмятины (особенно на велюровой бумаге). Кроме того, пастель будет забиваться под зажим, и если вы собираетесь задействовать бумагу под ним дальше в своей работе, то пятно под зажимом будет очень трудно убрать или закрасить. Поэтому для закрепления листа на планшете лучше использовать бумажную липкую ленту и приклеивать ею лист к планшету по периметру. При таком закреплении листа он не будет сдвигаться при работе.

Муштабель

Муштабель — это приспособление, которое используется для поддержки руки, чтобы избежать прикосновения к  рабочей поверхности. Она особенно полезна при работе над мелкими деталями, когда на поверхность под рукой уже нанесена пастель. Как правило, муштабель — это палочка с закрепленным на конце шариком, который обернут кожей или замшей. Кожа или замша способствует тому, что муштабель не скользит по поверхности, на которую она опирается.

Вы можете купить муштабель в магазине или сделать сами. Палочка может быть из любого материала, который есть у вас под рукой, а длина её определяется величиной картины. Совсем необязательно она должна быть круглой. Главное — чтобы вам было удобно держать её в руке. Если палочка будет очень тонкой, то рабочей руке будет неудобно на ней лежать. Наконечник может быть из любого материала: дерево, силикон, пробка, пластик и т.д. Если материал наконечника нескользящий (силикон, резина), то оборачивать замшей или кожей необязательно.

Фиксатив

В составе пастели есть связующее вещество, удерживающее пигменты вместе, но нет вещества, которое приклеивало бы пастель к поверхности, на которую она наносится. Это сухая смесь, не пропитывающая поверхность, а только цепляющаяся за нее благодаря шероховатости этой поверхности. Пастель может легко смазаться или осыпаться (иногда мелкие частицы осыпаются и скапливаются внизу паспарту картины в раме). Для того, чтобы свести осыпание и смазывание к минимуму, можно использовать фиксатив, который  предназначен для фиксации частиц пастели на поверхности. Но это не означает, что готовую пастельную работу можно вставлять в раму без стекла или не соблюдать осторожность при хранении (Как хранить пастельные работы).

Есть два основных типа фиксативов: рабочий и финишный. Рабочий (промежуточный) фиксатив означает, что вы можете продолжать работать пастелью после его высыхания. Нанесение время от времени легкого слоя фиксатива во время работы может помочь нанести большее количество слоев пастели, которые не будут сильно смешиваться друг с другом.  Но если вы нанесёте слишком большое количество фиксатива, это может испортить работу.  Поверхность станет скользкой и нанести новый слой будет трудно или даже невозможно. Финишные фиксативы используются только тогда, когда работа завершена. Поэтому перед покупкой уточняйте какого типа фиксатив. Многие производители выпускают фиксативы, которые могут использоваться и как рабочие и как финишные.

Я пользуюсь фиксативами Royal Talens и Schmincke. Их можно использовать и как рабочий и как финишный.

Иногда я использую фиксатив для  усиления насыщенности (особенно темных цветов), закрывая при этом участки, которые не должны менять цвет.

Основным аргументом против использования фиксатива является потемнение цвета. Но зачастую риск смазывания и осыпания пастели  перевешивает это опасение в пользу применения фиксатива. Потемнение может быть сведено к минимуму при правильном обращении с ним. Следующие рекомендации могут помочь вам в этом:

  • Перед применением фиксатива необходимо убедиться, что он предназначен для пастели!
  • Протестировать фиксатив на пробном листе (поверхности) с небольшим наброском, чтобы убедиться, что вас устраивает результат и головка распылителя работает хорошо (не «плюётся»).
  • Хорошо встряхивать баллончик перед распылением.
  • Держать в руке рядом с работой любой листок бумаги и начинать распыление с него, переводя далее на работу, не прекращая распыление. Это поможет избежать нежелательных крупных капель в самом начале распыления.
  • Избегать избыточного нанесения фиксатива, так как он может превратиться в липкую массу и даже покоробить бумагу. Чтобы этого не произошло, лучше наносить его кратковременно тонким слоем и наносить следующий слой только когда первый просох.
  • Распылять с расстояния ~ 30 — 40 см, водя рукой достаточно быстро и непрерывно слева-направо, справа-налево, двигаясь сверху вниз (не прекращая распыление).
  • Очень тонкий слой фиксатива можно получить если положить работу горизонтально и распылять над ней, держа баллончик вертикально и распыляя параллельно рисунку (как бы в воздух над ним). При таком способе распыления баллончик двигать так же, как описано выше. Лак будет оседать под собственной тяжестью. Фиксатив обеспечивает определенную защиту против осыпания, смазывания и ультрафиолета, но это не означает, что после его применения пастельная работа полностью защищена и её можно трогать, не закрывать стеклом или стучать по ней.

Использование лака для волос в качестве фиксатива может сэкономить деньги, но необходимо учитывать, что он может содержать нежелательные компоненты (например витамины на основе масла, кондиционеры и т.д.), которые могут оставить жирные пятна на вашей работе. Кроме того, лак может со временем пожелтеть. Поэтому перед применением лака для волос необходимо изучить его состав.

Почти все фиксативы обладают сильным запахом и использовать их лучше в хорошо проветриваемом помещении.

elenafineart.ru

Руки прочь от рисунка!

09 июля 2015

Растушевка карандашных штрихов – одна из тем, на которые сломано немало копий. Растушевка – это, по сути, размазывание штриха по листу пальцем или каким-нибудь инструментом вроде кусочка ваты, ватной палочки или ластика-«клячки».

Читайте также:

  • Рисование углём
  • Первые шаги в граффити

Существуют также специальные палочки-растушки из скрученной бумаги с конусообразным кончиком.

Многие считают этот прием крайне непрофессиональным. Действительно, нередко начинающие художники пытаются с помощью растушевки замаскировать собственное неумение штриховать: размазал, и некачественных штрихов – слишком жирных, неровных, жестких – будто и не видно. Кроме того, растушевка неумелой рукой создает ощущение «грязи» и «замыленности» работы.

С другой стороны, растушевкой часто не гнушаются профессиональные художники, которых в неумении применять различные техники шрихования не обвинишь. Для таких мастеров растушевка – всего лишь средство достижения творческих целей, определенных эффектов. Есть художники, считающие, что штрих создает впечатление «техничности», а растушевка создает более «натуральный» эффект тоновых переходов.

Опять же, еще с одной стороны, растушевка в академическом рисунке считается моветоном – во многих учебных заведением за размазывание штриха пальцем буквально бьют по рукам (и это не шутки, бьют линейками!). Очевидно, если студент пока не научился как следует штриховать, растушевку ему применять не стоит – такие приемы следует оставить на более поздние эксперименты, когда вы уже многое умеете. Но учиться действительно хорошему штриху придется долго, так что соблазн взять да и мазнуть втихаря по листу разок-другой довольно велик.

Есть также мнение, что растушевка плохо смотрится именно на рисунках карандашом, а вот в работе углем, сангиной, соусом, пастелью и другими мягкими материалами ей самое место.

А ведь есть и такие мастера, которые и рисуют прямо пальцами безо всяких карандашей – уж попробуй тут поштрихуй! Но это уже тема для другой статьи.

masterkrasok.ru

Урок 1: Рисование. С какого конца начинать

Главная - Уроки - Уроки рисования от Даши

Что такое рисунок? Строго определяя, это – «изображение на плоскости видимой реальности при помощи линии и светотени». «Видимой», потому что рисунок – не полное копирование реальности, а только того, что видит рисовальщик или хочет видеть. Желающий научиться рисовать наверняка скажет:«Да, наскальная роспись тоже была рисунком, но я бы хотел создавать приятные глазу, правильные, грамотно выполненные изображения, какие выходят из рук художника». В этом нет ничего невозможного и чудесного, при определенном старание каждый желающий может создать симпатичный рисунок. Ключевое слово – желающий. Раз Вы решили взяться за это дело, значит, внутренний голос говорит, что Вы способны это освоить.

Иван Шишкин

Эти уроки предназначены тем, кто только собрался научиться рисунку. Начать бывает трудно, потому что не знаешь, с чего. Сперва стоит узнать о самых простых основных приёмах, чтобы не изобретать велосипед.

Что нам понадобиться для рисования? Есть хорошая поговорка: «Мастер может сыграть и на табуретке, но нельзя стать мастером, играя на табуретке», так что Ваши принадлежности должны быть удобными и подходящими для Ваших целей, и это отнюдь не дорогие вещи. Рисовальщику понадобится:

  • Графитные карандаши
  • Бумага
  • Ластик
  • Точилка
  • Канцелярский нож
  • Эстомп
  • Планшет
  • Скрепки
  • Фиксатив

Первые три предмета определяют внешний вид рисунка, расходуются быстро, их Вы будете подбирать методом проб и ошибок. Некоторые их параметры очень полезно знать.

Карандаши графитные бывают твёрдыми и мягкими. Первые оставляют тонкий след, маркируются буквой Н, имеют градацию от Н до 10Н, то есть от светло серого (Н) до едва заметной линии (10Н). Мягкие чаще используются для рисования, они оставляют тёмный след хорошо растушевываются. Маркируются буквой В и также имеют градацию от среднего тона (В) до насыщенного черного (9В). Есть также твёрдо-мягкие, с маркировкой НВ (ближе к мягкому) и F (ближе к твёрдому).

Карандаш обычно ассоциируется с чем-то доступным и очень простым. Действительно, он используется для набросков, быстрых эскизов; дети чаще всего используют для рисования именно карандаши. Но эта простая техника даёт большие возможности: доступна, не требует сложных навыков; в отличии от кисти, рука не дрогнет, выводя сложные линии, да и ошибку легко стереть.

Для начало понадобятся карандаши Н, НВ, 2В и… самый мягкий, который найдете в магазине. Хороши карандаши фирм Koh-i-Noor, Faber Castle и Derwent, последние рекомендую особо. Они чуть дороже, но не обязательно покупать всю коробку, несколько вышеперечисленных будет достаточно, зато материал порадует качеством. Всем знакомы автоматические карандаши с тонким стержнем, такие удобны для контуров и деликатных линий, но не лишком подходят для тоновых градаций и закрашивания больших пространств. Когда немного привыкните к штрихам и переходам тона, у Вас появятся личные запросы и предпочтения, тогда уже обогатите свой набор материалов.

Бумага – еще один основной материал. Она различается по плотности, но цифры грамм на метр мало что скажут, удобней выбирать на вид. Лучшие варианты: бумага для черчения в папках формата А3 (30х42 см) и А4 (20х30 см), шероховатая бумага для набросков в альбомах или папках. Выбирая альбом, проследите, чтобы листы удобно было переворачивать, лучше на переплете-пружине. Не берите глянцевую, слишком толстую или тонкую бумагу. То, на чём печатает принтер на худой конец тоже сгодится, но может и нервы испортить, так как карандаш с такой бумаги не всегда хорошо стирается. Замечательна бумага для пастели, она бывает тонированной, и уж тут можно добиться необычайных эффектов и настроений. Но это, как говориться, для продвинутых пользователей. Наиболее известна бумага фирм Whatman, Scholler, Canson, Fabriano, Arches, Guarro. А да! Тот самый ватман в больших листах – тоже замечательная вещь, если только резать не лень.

Ватман и бумага для черчения имеют гладкую поверхность, карандашный рисунок будет чётким, но несколько тусклым. Шероховатая бумага позволяет расширить градацию тона, рисунок выразительней. Она может быть мелко- и крупнозернистой, используя последнюю, нужно брать достаточно большой формат, иначе картина будет похожа на фото с низким разрешением, на которой детали не видны. Формат для начала возьмите А4, потом поймёте, нужно ли большое пространство для художественного размаха.

Ластик необходим для исправления ошибок, а так же для некоторых художественных эффектов, например, бликов. Как и карандаши, ластики делают твёрдыми и мягкими. Конечно же, для соответствующих карандашей! Предпочтительней всё же будет мягкая резинка, вставленная в пластмассовый держатель, она не будет сгибаться, рваться и меньше пачкает бумагу. Стирает (почти) всё! Так и спрашивайте в магазине «помягче для графики». Существует пластичный ластик под названием «снимка» или «клячка», ему можно придать любую форму и точно очистить очень маленький участок.

Помните: карандаш должен быть остро заточен. Было время, когда точилки для карандашей не оставляли после себя острого «носика» или ломали грифели, теперь легко найти хорошую точилку даже в обычном магазине для школьников. Однако, найдутся люди, которым будет удобен канцелярский нож. Он также пригодится для резки бумаги.

Эстомп, тортиллон, торшон, растушка – это названия для трубочки из бумаги с острым кончиком, предназначенной для растушевки маленьких участков. Признаюсь честно – не использую. Потому что пальцы лучше чувствую фактуру бумаги, а лишний – то есть всё, кроме карандаша и ластика – предмет в руке путает мысли. Но мы ж все разные! Пробуйте свой вариант.

Чтобы бумага не проминалась, рисовать лучше на планшете. Для этой цели возьмите доску или картонку и закрепите на ней рабочий лист канцелярскими скрепками. Поставьте доску торцом на колени и обоприте на угол стола, тогда получиться подобие мольберта.

Рисунку свойственно смазываться. Даже если вы сразу положите его в папку, на обороте следующего листа останется след. Сохранность не важна для проб пера, но качественную работу жалко терять. Для этого существуют фиксативы с пульверизатором. Могут несколько менять цвет работы, делая её темнее.

Чем ещё рисуют, кроме графитного карандаша?

Цветными карандашами. Знакомы с детства, правда? А ведь их помощью можно создавать даже фотографически натуральные работы. Жаль, что не стираются. Требуют большого опыта работы с цветом.

Альбрехт Дюрер. Портрет матери

Вторая по распространенности и сложности после карандаша техника – уголь. Его делают из жженых березовых и ивовых веток или из жженой виноградной лозы. Оставляет на бумаге бархатистую фактуру густого черного цвета. Продается в виде палочек и карандашей. Мягкий уголь хорошо растушевывается и используется для общего тона, а твердый идеально подходит для прорисовывания мелких деталей.

Эдгар Дега

dikarka.ru


Смотрите также

Голосование

Оцените наш сайт

  •   
  •   
  •